История

Главная » История

  •  Гармония каратэ


  • ИСТОКИ КАРАТЭ
     
    На самом деле истоки древнего воинского искусства, известного на Востоке под названием кун-фу, цюань-шу (цюань-фа) или кэмпо и объединяющего множество различных стилей, находятся за пределами Японии, теряясь во тьме веков. По китайски цюань означает «кулак», шу-«искусство», фа-«закон, способ». Японское слово кэмпо как родовое понятие записывается теми же иероглифами, что и китайское цюань-фа, корейское квон-поп, вьетнамское куэнь-фат. Прямое его значение – «Праведный закон кулака», «Учение кулака» или «наука рукопашного боя». Но если в Китае под цюань-фа подразумевается чаще кулачный бой без оружия, то в Японии понятие кэмпо включает любые систематизированные виды борьбы, в которых допускается использование оружия. В Европе и Америке все виды китайских воинских искусств нередко объединяются термином кун-фу. Однако само понятие кун-фу, проникшее на Запад в начале XX в. и укоренившееся в результате неправильного произношения, совершенно неадекватно тому, что оно сейчас означает. Слово кун-фу, взятое на вооружение европейцами, происходит от китайского гун-фу – «усердная работа, радение», «усердные занятия, тренировка» в любом виде деятельности, в том числе в физической и духовной культуре. К воинским искусствам гун-фу прямого отношения не имело и не имеет. Это искусственное обозначение «китайского бокса», несущее в себе целый комплекс заведомо искажённых представлений с сильным налётом «восточной экзотики». Термин кэмпо наиболее точно передаёт специфику восточных боевых искусств, в том числе и каратэ.
    Корни генеалогического дерева каратэ (каратэ-до, каратэ-дзюцу, то-дэ, Окинава-тэ) уходят в отдаленные глубины истории. Во все времена и по всему миру люди учились защищать себя сначала голыми руками, затем – с использованием оружия, по началу полагаясь только на свою физическую силу. Но затем была создана техника боя без оружия и с оружием. Это давало шанс уцелеть среди врагов даже физически слабому человеку.
    Методы ведения боя систематизировались в ходе столетий, отражая специфичные черты характера, национальных традиций и анатомических особенностей. По началу техники боя были в основном защитными, предназначенные в основном для защиты себя от врагов. Во время поединка защитные действия непременно переходили к атакующим (активным) действиям и это побуждало к поиску и созданию новых форм боя, которые постепенно систематизировались из поколения в поколение, все более обогащались и развивались, превратившись, таким образом, в настоящее искусство. Примеров этого у истории достаточно: Шумерская цивилизация примерно 3500-4000 лет назад обладала прекрасным искусством и философией боя. Там практиковали форму боя, напоминающую борьбу, а также элементы бокса и рукопашного боя. Сходные изображения можно найти на барельефах египетских надгробий и пирамид 3000-летней давности. Статуи буддийских стражей в боевых стойках устанавливались у дверей индийских монастырей еще несколько тысячелетий назад. Еще до того, как буддизм зародился в Индии, медицина уже открыла и систематизировала жизненные точки человеческого тела. А их практическое применение для боя определялось бойцами на живых людях. В Древней Греции в 800-х года до н.э. каждый грек был сведущ в панкратионе – это очень яростная форма рукопашного боя, который зачастую заканчивался гибелью одного из противников. Панкратион тогда был базисным тренингом для войн, а также популярным олимпийским видом спорта. Ведущими состязаниями на древнегреческих Олимпийских играх были схватки бойцов-панкратийцев. (Панкратий означает: «все — борьба».) Однако у панкратия была одна особенность. Руки бойцов утяжелялись особыми приспособлениями. Естественно, в панкратии непременно должен был сложиться комплекс приемов, учитывающих нежелательность получения даже одного удара. Это же положено в основу всех без исключения приемов каратэ.
    Аналоги каратэ можно проследить не только в Греции. В Скандинавии для разрешения своих споров древние викинги устраивали схватки без оружия до смертельного исхода. С раннего детства викинги приучались бегать, не уступая в скорости лошади. Викинг-бьерсьерк (или бьер-сьеркер) сражался невооружённым и не прикрывал тело броней, а голову шлемом. В таком случае он должен был в совершенстве владеть системой самозащиты.
    Известно, что в свое время в странах Востока существовал закон, в соответствии с которым ношение оружия являлось привилегией аристократа, воина, феодала. Простолюдин, чтобы защитить себя, свою семью и имущество, должен был полагаться на собственные силы.
    Одна из самых действенных форм боя была разработана в Китае более чем три тысячи лет назад. Позднее, в 7-8 веке до н.э., когда кочевые монгольские племена захватили Северный Китай, они ввели форму боя, которая оказала воздействие на развитие, как китайской борьбы, так и бокса. Эта форма была проверкой силы двух противников, идущих на таран головой - «оценивание силы рогов». Иероглифы этого названия в японском прочтении дают слово собоку, а в современном звучании - сумо. Позднее сумо попало под влияние кэмари, состязание в пинании. Кэмари предназначалось для развития ног воинов. В результате  слияний систем боя из китайских исторических источников конца I тысячелетия до н.э. известно о боевом единоборстве сянпу. Известно и другое обозначение слова сумо идущее от китайской народной борьбы цзюэди. Эти разновидности единоборств представляли синтез борьбы и рукопашного боя. Историки находят также упоминания о некой разновидности сумо в канонической буддийской Сутре Лотоса, где нара (индийский вариант сумо) упоминается в ряду других полезных наук, которыми должен овладеть добродетельный муж. Даже Сиддхартхи Гаутама, прежде чем стать Буддой, усердно занимался борьбой и кулачным боем. Однако все вышеперечисленные факты имеют лишь косвенное отношение к японскому единоборству – сумо и только указывают на прообразы в прошлом.
    Достоверные сведения о японском сумо относятся к 642 г., когда при дворе императора Японии состоялись состязания в честь корейского посла. В соревнованиях по борьбе приняли участие воины дворцовой стражи и корейцы из охраны посла, владеющие древней борьбой шубаку, родственной японскому сумо. С тех пор состязания по сумо проводились ежегодно.
    Сильное влияние на развитие восточных единоборств оказали даосские (внутренние) стили кэмпо. Местом зарождения «внутренних» направлений у-шу(у- воинский, военный) считается гора Удан в провинции Хубэй. Иногда Тайцзи-цюань, Багуа-чжан, Син-и и прочие «внутренние» школы (нэй-цзя) объединяют понятием Удан-пай (направление Удан), которые практиковались в даосских сектах.
    Монастырские буддийские школы, ведущие происхождение от чаньской обители Шаолинь, развивали так называемое «внешнее» направление кэмпо (вай-цзя).Чань (по японски Дзен) это ответвление буддизма, которое в отличие от классического буддизма – религии сострадания всеспасения, призывала к укреплению тела и духа. Отдавая предпочтение интуиции перед интеллектом и волевым качествам человека – перед способностью к строгому рациональному мышлению, Чань-буддизм требовал твёрдости духа, решительности и беззаветной целеустремлённости, что отвечало самым сокровенным чаяниям средневекового воина. Именно поэтому и легендарный основатель Чань-буддизма Бодхидхарма начал в VI в. проповедь Чань (яп. Дзен) в монастыре Шаолинь не с философского «созерцания стены», а с преподавания кэмпо.
     Возникновение наиболее популярной классической школы борьбы без оружия в Китае связывается с именем Бодхидхармы. Около 1400 лет назад Бодхидхарма, он был третьим сыном раджи  Южной Индии, желая приобщиться к сокровенным истинам буддизма, надел монашеское платье. От двух монахов-китайцев, находившихся у него в ученичестве, Бодхидхарма узнал о трудностях, которые претерпевает истинная вера в Китае, и решил самолично исправить положение.
    В скором времени с небольшой группой приверженцев он отплыл к берегам Китая, в надежде наставить на путь истинный властителя царства Вэй.
    Бодхидхарма удалился в небольшой монастырь Шаолинь (по-японски Сёрин-дзи), расположенный в княжестве Вэй, в провинции Хэнань. Там, гонимый властями и не признанный верхушкой буддийской церкви, он приступил к проповеди нового учения.
    Во времена Бодхидхармы дороги Востока кишели странствующими монахами, которые жили исключительно на подаяние и собирали подчас немалые суммы денег. Эти приверженцы учения Будды становились нередко легкой добычей разбойников, однако положение со временем резко изменилось, и рыцари большой дороги готовы были скорее сразиться с отрядом солдат, чем с одним из питомцев Шаолиня.
    Бодхидхарма учил вначале парировать удар противника и лишь затем наносить ответный, решающий удар. На первых порах обитателям Шаолиня было показано 18 комбинаций ударов и блоков. За следующие 14 веков в китайском искусстве кулачного боя появилось несколько тысяч таких комбинаций.
    Бодхидхарма ввел и специальную разминочную гимнастику, название которой означает нечто вроде "перемена в мышцах и сухожилиях". Этот курс также включал в себя 18 основных упражнений.
    Уставом буддийской общины священнослужителям разрешалось иметь в личном распоряжении 18 предметов. В их число входили: плошка для подаяния, четки, т.е. вещи, совершенно непригодные для боевых действий, правда были в этом списке посох и нож.
    В конце эпохи Тан для приверженцев буддийской веры в Китае наступили тяжелые времена.
    В 851 г. Вспыхнуло восстание солдат и крестьян в Сухэни, в 852 г. – в Хэнани. Подавляя народные восстания, правительство обрушило удар и на буддийское духовенство, считавшееся одним из источников смуты. Не избежал общей участи и Шаолинь. Монахи, изгнанные из обители, вынуждены были искать убежища. Опасаясь преследований, многие из них сменили рясу на крестьянское платье или воинские доспехи.
    Между 1840 и 1890 гг. Китай, подорванный внутренними распрями, стал жертвой иностранных колониальных держав (Опиумная война с Англией в 1840-1842 гг., войны против Франции в 1884г.,Японии в 1894-1895 гг.), что привело к боксёрскому восстанию (боксёры – это тайное общество крайне националистически настроенных практиков кэмпо), которое было подавлено династией Чин в 1901 году. Множество боксёров было казнено. Тренировочные залы были закрыты, а кэмпо полностью уничтожено. Это истинно китайское искусство в Китае так и не возродилось, но прежде чем умереть, кэмпо попало на острова Рюкю, где оно породило КАРАТЭ.
    Современное японское каратэ в действительности пришло с Окинавы, самого крупного острова архипелага Рюкю, лежащего на перекрёстках торговых путей, в 500 км от Японии, в 600 км от Тайваня и в 800 км от южнокитайского побережья. В 607 году, в период Суйской династии, Китай установил хорошие торговые взаимоотношения с островами Рюкю. Кроме того, немало беженцев из Китая, Кореи и Японии искали на островах Рюкю спасения от политических преследований. В XII в., когда самурайские дружины Тайра, разбитые победоносными войсками Минамото, бежали на юг, многие переправились на Окинаву и познакомили коренных жителей с передовым военным искусством. Первый король Рюкю, Сюнтэн (XIII в.) уделял большое внимание военному делу. При нём активно строились крепости и замки, расширялись поместья, обучались солдаты. Население архипелага, этнически тяготеющее к японцам и говорящее на диалекте Рюкю японского языка, много веков отстаивало свою независимость, но в 1372 году правитель Рюкю Сацудо признаёт вассальную зависимость от Китая. Минский император направил на Окинаву полномочного посланника с большой свитой. Позднее, в связи с усилением антикитайских настроений, гражданский посланник был заменён на военного. Прибывшие затем в Наху, столицу королевства, китайские колонисты имели задание распространять среди местного населения основы знаний по мореплаванию, книгопечатанию и различным ремёслам. С 1392 года китайские колонии появились в других крупных городах – Сюри и Томари, откуда сведения о цюань-шу или цюань-фа (в японском варианте кэмпо) стали просачиваться в народ. В процессе слияния китайской и местной техники боя под названием Буси-тэ (рука воина) родилась более совершенная система – то-тэ (волшебная рука) или Окинава-тэ (рука Окинавы или окинавский рукопашный бой), которая послужила основой для возникновения каратэ.
    В 1429 г. король Сё Ха-си окончательно объединил под своей эгидой все области Окинавы. Чтобы пресечь попытки мятежа и укрепить централизованную власть, Ха-си ввёл
    запрет на ношение оружия (кин-бу) для всех, кроме королевской гвардии и высших феодалов. Народ оказался беззащитен перед произволом чиновников и солдат, а также разбойничьих шаек, которых немало скрывалось в лесистых горах острова. Это вынудило многих крестьян искать спасения в кэмпо, чтобы противопоставить оружию силу воли, твёрдость духа и стальные тренированные мышцы.
    Начало XVII в. принесло народу Окинавы суровые испытания. В 1606 г. Симадзу Иэхиса - правитель южнояпонского княжества Сацума захватил Окинаву. Безоружные жители не смогли оказать сопротивление вооружённым, в том числе мушкетами, японским самураям. Окинава превратилась в протекторат Японии; население обложили поборами и подвергли жестокой дискриминации. В ответ крестьяне стали убивать сборщиков налогов и громили мелкие самурайские конвои. Тогда в 1609 г. японский наместник издал второй указ о запрещении носить и хранить оружие. Была проведена «охота за мечами» (катана-гари). Крестьяне, горожане и даже монахи, утаившие холодное оружие, подлежали смертной казни. Чтобы не допустить производства оружия, были закрыты кузнецы и конфискованы все железные предметы домашнего обихода. На деревню оставляли один нож для убоя скота и разделки туш, который хранился привязанным на центральной площади. Часовой охранял нож и выдавал его под расписку на короткий срок. В 1669 г. запретили даже производство церемониальных мечей для местной знати.
    Сопротивляться хорошо вооружённой регулярной армии голыми руками крестьяне не могли, но чтобы дать отпор нескольким наглым насильникам, достаточно было двух-трёх мастеров кэмпо
    Развитие искусства тэ шло на Окинаве одновременно с освоением старых и новых видов малого и подручного оружия: бо (року-сяку-бо) – классический вариант окинавского посоха диаметром около 3 см и длинной 182 см; нунтяку – модифицированный цеп для обработки риса, состоящий из двух палок соединённых шнуром или цепочкой; туйфа (тонфа) – рычаг для вращения мельничного жернова; кама – серп; сай – трезубец; сурутин – верёвка или цеп с укреплёнными по обоим концам свинцовыми или каменными грузами. Эти подручные виды оружия с успехом используются в каратэ и других японских единоборствах и составляют старинные малые воинские искусства – ко-будо
    По причине строжайшей секретности подробные сведения об Окинава-тэ появились только в середине XVIII в., когда накал антияпонского сопротивления спал и наметился переход к мирному слиянию культур.
    В настоящее время известно, что в середине XVIII в. некий Сакугава основал в городе Сюри школу Каратэ-но Сакугава. Это был первый случай использования слова каратэ и вплоть до XX в. оно писалось двумя иероглифами: кара буквально означает «Китай периода правления династии Тан» или в расширенном смысле «Великий Китай», и тэ – «рука». Известно, что тэ использовалось и в значении «рукопашный бой». В обиход вошло также название каратэ-дзюцу («дзюцу» – искусство). В дальнейшем много мастеров внесли немалый вклад в развитие окинавского каратэ, но особенно примечательной личностью был Мацумура Сокон из Сюри. После прохождения обучения в Китае, где он усовершенствовал, свои познания в кэмпо основал школу Сёрин-рю гококу-ан каратэ («Каратэ школы Шаолинь, предназначенное для защиты отечества»), коротко Сёрин-рю.
    Позднее, иероглиф сё в слове сёрин («молодой лес»), был заменён на созвучный, со значением «светлый». Мацумура пропагандировал жёсткое, силовое каратэ, где требовались: быстрота, резкость, сила и чёткое знание базовой техники. Его ученик Асато Анко значительно усовершенствовал технику стиля, тактикой быстрой смены атаки и ухода при обилии уклонов, нырков и отвлекающих манёвров. Новую технику Асато блестяще продемонстрировал в поединке со знаменитым мастером меча Кирино Тасиаки. Увертываясь от клинка, он нырнул под руку противника и двумя точными ударами кулака и колена поверг его на землю.
    Учениками Асато было большинство основателей ведущих школ современного каратэ: Фунакоси Гитин (Сёто-кан), Мияги Тёдзюн (Годзю-рю), Мабуни Кэнва (Сито-рю), Хигаона Канрю и другие. Кроме того, огромное влияние на Фунакоси и Мабуни оказал мастер Итосу Ясуцунэ, который за свои восемьдесят пять лет жизни совершил немало подвигов. Например, в юности он одолел быка, сражаясь голыми руками, в 1856 г. нанёс поражение свирепому Наминоуэ, чемпиону каратэ, в глубокой старости продемонстрировал бесспорные преимущества тэ перед новым видом кэмподзю-до.
    К концу XIX в. окончательно оформились два основных течения каратэ на Окинаве, внутри которых существовало множество школ, секций и ответвлений. Одно культивировало физическую мощь, закалку рук и ног, резкость и пробивную силу. Школа называлась Сёрэй («Просветвлённая душа») и основывалась в основном на традиционных принципах староокинавского кулачного боя – тэ. Известные ката (формы), такие как Тэкки («Железный рыцарь»), Дзюттэ («Десять рук»), Хангэцу («Полумесяц») и Дзион относятся к школе Сёрэй.
    Второе направление – школа Сёрин, улучшенная и модифицированная учениками Асато Анко. В технике Сёрин-рю преобладал тонкий манёвр, обманные пассы, движения враскачку, с попеременным использованием рук и ног по принципу: «Хочешь ударить рукой – сначала взмахни ногой, хочешь ударить ногой – сначала взмахни рукой». Этот лёгкий, подвижный стиль был доступен любому – даже очень низкорослому и слабосильному человеку. Им овладевали даже женщины и дети. К школе Сёрин относятся многие ката: Хэйан («Покой и уверенность»), Бассай («Проникновение в крепость»), Канку («Созерцание небес»), Энпи («Полёт ласточки»), Ганкаку («Журавль на утёсе»).
    На Окинаве практиковали обе школы, но в конце XIX в., когда исчезла необходимость при столкновении убивать противника и тренировать руки и ноги для пробивания стальных доспехов, большинство стали заниматься облегчённым стилем Сёрин, где, кстати, большое внимание уделялось нравственному воспитанию человека.
    Дальнейшее развитие каратэ связано с именем одного из лучших учеников Асато Анко и Итосу Ясуцунэ – Фунакоси Гитином.
    В конце XIX в. после отмены в результате буржуазной революции привилегий самурайства, изменении законов и дальнейшего влияния западной культуры, а также в связи с насыщением Японии огнестрельным оружием в результате милитаризации страны, традиционные боевые искусства с их принципом «Иккэн-хисацу» (одним ударом наповал) стали казалось приходить в упадок. Но в тоже время, с введением всеобщей воинской повинности, правительство начало уделять внимание физическому развитию учеников средних школ. Данные медицинского обследования на Окинаве выявили удивительную пропорциональность, силу и выносливость большой группы подростков, с детства занимавшихся каратэ. К тому времени военное командование, обобщив опыт японо-китайской войны, признало пользу кэмпо для подготовки личного состава. Каратэ был открыт «зеленый свет». В 1902 г. в порядке эксперимента его включили в учебную программу Первой средней школы и Педагогического училища префектуры Окинава. В 1905-1906 гг., Фунакоси Гитин с группой товарищей систематически демонстрирует каратэ на Окинаве. В 1916 г. Фунакоси получил приглашение продемонстрировать своё искусство во Дворце воинской морали (Бутоку-дэн). То было первое, и очень удачное, выступление мастера каратэ в столице.
    В 1921 г. будущий император, кронпринц Хирохито, возвращаясь из поездки в Европу, пожелал увидеть достижения окинавского каратэ. Принц был поражён увиденным, и это решило судьбу каратэ. Весной 1922 г. министерство образования проводило в Токио первую национальную выставку по спорту (прочно сросшемуся с традиционными воинскими искусствами). Фунакоси Гитин по просьбе организаторов мероприятия написал и привёз с собой три тома учебника по каратэ под названием «Рюкю кэмпокаратэ». Впоследствии рукопись погибла во время великого токийского землетрясения. Вместо неё была написана новая книга «Рэнтан госин каратэ-дзюцу» («Закалка тела и духа, а также самооборона посредством каратэ»). Фунакоси Гитин остаётся в Токио и открывает первый клуб каратэ в 1924 г. в университете Кэйо.
    Стараниями Фунакоси классическим стилем современного каратэ-до стал стиль Сёто-кан, объединяющий большинство каратэистов в мире. Позднее, друг и соратник Фунакоси, Мабуни Кэнва, в 1926 г. основал в Осака родственную Сёто-кану школу под названием Сито-рю. В 1930 г. Мияки Тёдзюн создаёт школу Годзю-рю. В 1939 г. Оцука Хиронори, ученик Фунакоси, основывает школу Вадо-рю. Далее продолжают развиваться и более мелкие стили, в основном ответвления вышеперечисленных школ каратэ.
    Благодаря Фунакоси начинает использоваться иное название каратэ. Из-за того, что люди путали каратэ с китайским кэмпо, а также в силу того, что окинавские воинские искусства уже считались общеяпонскими, было неправильно продолжать использовать иероглиф кара («Китай»). Поэтому Фунакоси заменил его на новый, созвучный синоним кара – «пустота». После выхода книги Фунакоси в 1936 г. под названием «Каратэ-до кёхон» название каратэ-до окончательно вошло в употребление (кара – пустота, тэ – рука, до означает путь). Фунакоси вместе со своим лучшим учеником Накаямой Масатоси в 1936 г. создаёт «Всеяпонский университетский союз каратэ» – первую организацию каратэ в Японии.
    Вторая мировая война принесла непоправимый ущерб и большие изменения в японское каратэ. На фронтах погибло значительное количество великих мастеров и талантливой молодёжи. В тоже время был дан толчок к созданию новых и модернизации старых школ.
    В 1949 г. была создана знаменитая Японская ассоциация каратэ – JKA (по-японски - «Ниппон Каратэ Кёкай»), целью которой было укрепление и развитие единого каратэ. Фунакоси Гитин был назначен почётным главным инструктором JKA.
    В 1956 г. JKA утвердила первые правила соревнований. В 1957 г. был проведён первый Всеяпонский чемпионат каратэ-до. С этого времени у древнего воинского искусства началась новая спортивная жизнь.
    В 1970 году был учрежден WUKO (Всемирный союз организаций каратэ) и с 1985 года признан организацией, представляющей интересы каратэ в Международном Олимпийском комитете. В последствии WUKO распался. Часть национальных федераций вышли, по их мнению, из-за нарушений основных принципов каратэ, коммерческих махинаций и конфликтов. Была создана WKC (Всемирная конфедерация каратэ), которая проводит свои соревнования. Оставшаяся часть преобразована в WKF (Всемирную федерацию каратэ) и претерпела серьёзные изменения в принципах (стало только спортивным направлением) и правилах проведения соревнований. 
     Существуют организации каратэ и каратэ-до, которые развивают настоящее (в лучших традициях японского каратэ) воинские боевые единоборства.
    Общественная организация «Нижегородская областная федерация каратэ» была создана в 1997году. Фундаментом для её создания послужила работа двух ведущих организаций Нижегородской области, которые успешно развивали каратэ и каратэ-до, подняв его на новый уровень, и прославили Нижегородский регион… (подробнее в разделе «О Федерации»)
     
     
     




     Сайт НН - cоздание сайтов
      
    Copyright(c) 2007 НОФК   | Сайт НН
    603076,
    г. Нижний Новгород, ул. Космонавта Комарова 16-56
    E-mail: nofk@mail.ru