Гармония каратэ

Главная » История » Гармония каратэ

ГАРМОНИЯ КАРАТЭ
 
История каратэ восходит к III в. до н.э. – мало какой вид борьбы может похвалиться подобной родословной. Родиной каратэ часто называют Японию. Однако, там в начале XX века лишь возродился давно известный древний вид боевого единоборства, носивший на протяжении веков различные названия: кунфу, кэмпо, цюань. По сути, все это были названия различных стилей воинского и духовного воспитания. Развитие кэмпо, например, ученые связывают непосредственно с именем Конфуция, в книгах которого "Беседы и суждения", "Шицзин" можно найти довольно развернутые описания принципов рукопашного боя, формальных упражнений, искусства обманных движений.
Другие исследователи находят первые сведения об упорядоченной методике ведения боя без оружия еще раньше – в легендах древней Индии: "Махабхарате", "Ромаяне". В индийской борьбе без оружия нашли широкое применение основные принципы йоги: постановка ритмичного, глубокого дыхания, соблюдение специальной диеты, постоянное укрепление жизненно важных внутренних органов с помощью изощренных упражнений, развитие гибкости, выносливости, способности к мгновенной концентрации.
Боевое единоборство играло важнейшую роль в истории всех народов. Но есть существенная разница в оценке героев в культурах Запада и Востока. Великие даосские философы меньше всего интересовались внешним видом героя: объемом мышц, шириной плеч, что характерно для героев античности. Восточные мудрецы придавали огромное значение прежде всего здоровью внутренних органов, пластичности  мышц, подвижности суставов, хорошему кровообращению. К высотам такого физического развития вели 3 пути:
1.      ограниченное питание;
2.      тренировка дыхания;
3.      гимнастика.
Правильное дыхание, позволяющее контролировать циркуляцию кислорода, обеспечивающее его концентрацию в нужное время, по мнению восточных теоретиков борьбы без оружия, дает человеку возможность рукой отражать удар меча, усилием воли увеличивать или уменьшать свой вес, пробивать доски или глыбы льда.
2500 лет тому назад даосские философы впервые провозгласили превосходство мягкости, естественности над грубой силой. Это был не столько практический, сколько нравственный принцип. Древние виды восточной борьбы неотделимы от различных систем духовного самосовершенствования, а это, в свою очередь, накладывало отпечаток на всю тактику единоборства. Позднее этот принцип приоритета податливости взяли на вооружение мастера джиу-джитсу, дзю-до, самбо…
Одной из основ кэмпо, потом и каратэ, послужила система упражнений, разработанная в III в. до н.э. знаменитым китайским хирургом Хуа То. Родившаяся из наблюдений за поведением животных, она поначалу призвана была главным образом снимать нервное напряжение. Некоторые из этих упражнений, выполненные в определенном режиме, оказались пригодными и для самообороны.
Возникновение классического направления борьбы без оружия связано с именем дзен-буддийского монаха Бодхидхармы. Прибыв из Индии в Китай с миссионерскими целями, он обосновался в небольшом монастыре Шаолинь на горе Су. Там он не только преподавал новое учение словом, но и создал "научный центр" по изучению борьбы без оружия. Так, именно на основе шаолиньского кэмпо был разработан обманный стиль "белый лотос", позволивший заниматься этой борьбой женщинам (отнюдь не из спортивного интереса: XII-XIII в.в. – время великих крестьянских восстаний, междоусобиц, в которых самое активное участие должны были принимать и женщины).
Были приняты 5 ключевых стилей ведения боя: "дракон", "тигр", "леопард", "журавль", "змея". Там же впервые увидела свет и характерная для многих поздних школ кунфу техника "тигровой лапы". Примерно в это же время в результате многовековых неутомимых поисков средневековых медиков сформировалась и теория наиболее уязвимых мест на теле человека. Теория эта, осложненная религиозными астрологическими аспектами, довольно запутанная. Достаточно сказать, что число болевых точек на теле, согласно этой теории, превышало 700, но важнейшими считались "только" 140. Овладение этими значениями в полном объеме занимало не менее 20 лет упорного труда, но они и поныне преподаются в школах каратэ.
Начиная с VII-VIII в.в. традиции китайского кэмпо проникли в той или иной степени во все виды национальной борьбы. Попали они и в Японию, в королевство Рюкю (остров Окинава". Здесь методическое изучение кэмпо началось примерно в VII в., когда специальное посольство было отправлено в Китай для отбора наиболее эффективных средств самозащиты. После 5 лет практики послы вернулись на Окинаву. Позднее из арсенала привезенных ими средств выкристаллизовались основные приемы системы единоборства, которые стали основой современного каратэ.
Хотя в Японию кэмпо пришло из Китая, можно сказать, что и это средневековое государство внесло свой вклад в его развитие. В обстановке феодальных распрей в Японии сформировался специфический клан профессиональных лазутчиков – ниндзя. В науку шпионажа входило прежде всего мастерское владение всеми видами оружия, техника джиу-джитсу. Особенно тщательно тренировалась быстрота реакции, глазомер, например так, чтобы голыми руками отбить или схватить стрелу, или с 20-ти метров попасть камешков в глаз противнику. Разучивались всевозможные сальто, прыжки в длину, высоту, хождение по канату. Одним из труднейших элементов было освобождение от пут. Ниндзя с детства обучались "расчленять" суставы. Это помогало расслабить, а затем и сбросить веревки. Можно было также несколько удлинить руку при ударе, даже увеличить собственный рост. Многие из этих хитростей в своеобразной форме вошли в современное каратэ. Десятки поколений мастеров отшлифовывали сложные приёмы, разрабатывали философию и техническую базу борьбы без оружия. Благородному искусству кемпо и обязано своими успехами каратэ ХХ века.
Сегодня различия между стилями каратэ стираются, такова тенденция развития этого вида спорта. В 1964г. это позволило объединить все школы и стили каратэ в Японии в рамках Всеяпонской федерации организаций каратэ. В Европе сведения о каратэ появились ещё до I-ой мировой войны. В 1965г. был создан Европейский союз каратэ, объединивший 15 стран. Первый официальный чемпионат мира по каратэ состоялся в 1970г. Этот вид спорта нашёл тысячи поклонников в Польше, ГДР, Болгарии, Венгрии, Югославии.
В 1975г.польская команда каратэистов, возглавляемая Анджеем Древняком, участвовала в открытом чемпионате мира всех стилей и категорий каратэ в Токио. Этой команде организаторы чемпионата вручили специальную награду – за высокие боевые качества.
Сегодня каратэ доступно и для советских энтузиастов
Советской федерации каратэ уже почти два года. И уже на смену описаниям экзотических древних ритуалов и экскурсов в историю приходят эффективные описания тренировочных и показательных боёв наших молодых спортсменов.
Да, бой мастеров – красивое зрелище. Мгновенные блоки сопровождающиеся резкими выкриками, мощные удары, поединок одновременно с тремя противниками.
А ведь в общем-то описания эти – тоже экзотика. На практике рядовая тренировка каратэистов, ещё не достигших мастерства – а ведь таких пока большинство – пожалуй, не менее зрелищна, чем тренировка боксёров. Сначала длительная разминка. Потом монотонный счёт "ити", "ни", "сан"…, движения построенных в шеренги учеников, подчинённые единому ритму счёта, кажутся однообразными. Это кихон, базовая техника каратэ, включающая в себя серии ударов и блоков, разумеется разные на разных ступенях обучения. Ритм убыстряется. И вот на лицах появляются капли пота. Минута отдыха – восстановить дыхание поможет специальная система упражнений – и снова - пять шагов в одну сторону, поворот, пять – в другую. Следующая часть тренировки – отработка элементов одного из ката – специального комплекса движений, включающего приёмы защиты и контратаки с воображаемым противником. Ката тоже выглядит по настоящему эффектно только в показе мастера. Лишь годы постоянной тренировки придают ката требуемую артистичность и в то же время мощь. Хладнокровие и полная сосредоточенность, строгий контроль за временем выполнения, ритмичное дыхание, мгновенная концентрация всех сил в нужные моменты – это еще далеко не все требования, ведь в идеале исполнитель ката должен забыть, что он действует против воображаемого противника, работать так, будто неправильное исполнение элемента угрожает его жизни.
И вот ребята и девушки без конца повторяют одни и те же движения, связки, повороты, оттачивают их, стараются выполнить плавно, мощно, красиво. Слово "красиво" здесь не случайно. В последние годы экраны мира затопила волна фильмов, где герои, владея приемами каратэ, только и делают, что проламывают стены, колют кирпичи. Что ж, мастер способен на это: в школах каратэ один из видов соревнования (тамэсивари) в том и заключается, что соревнующиеся разламывают ударами рук и ног твердые предметы: черепицу, доски. Но настоящие спортсмены видят в каратэ и другую сторону. Для многих это и спорт, и своеобразное искусство одновременно. Одна из особенностей этой борьбы в том, что она дает разностороннюю физическую подготовку. Специалисты считают, что многое в каратэ сродни балету. И действительно, в Лондоне на основе 128 движений ката поставлен балет, идущий с огромным успехом. В процессе занятий у человека вырабатывается культура движений. Красота движений – это один из важнейших факторов при оценке судьями любого боя каратэистов. Так что ката – не случайно испокон веков считалось душой тренировки, до недавнего времени каждая школа хранила свои ката в большом секрете, как самую большую ценность. Может быть, именно в ката ярче всего проявляется глубинный смысл каратэ: через сознательное воспитание тела – к сознательному воспитанию духа. Не случайно практически все движения в каратэ на протяжении веков всегда были проникнуты благородством, чистотой, в практической жизни – дисциплиной, вежливостью, спокойствием.
Гитин Фунакоси, еще в 20-х годах, нашего века писал: "Ученик в каратэ должен освободить свой разум от всякого эгоизма, от всякой злобы… Он никогда не ищет случая использовать в состоянии гнева свои знания на другом человеке". Эти слова – не игра в благородство, а строгое требование в каждой настоящей школе каратэ, за невыполнение которого ученика ждет суровое наказание. Пожалуй, можно сказать, что каратэ – это система воспитания, ей нельзя овладеть однобоко, выучив ряд приемов. С другой стороны – многие сложные приемы в каратэ по-настоящему можно изучить лишь проникшись этим духом дисциплины, душевного спокойствия, сосредоточенности, научившись управлять своей психикой.
Недаром японцы в понятие каратэ – "пустая рука" вкладывают и такой смысл: чтобы одержать победу, надо отвлечься от всех забот, переживаний, преодолеть чувства страха, охладить свой пыл.
И в этом внимание к духовному состоянию ученика – ещё одна уникальная особенность каратэ как вида спорта, как вида физической и нравственной культуры.
Можем ли мы безоговорочно принимать все сложившиеся в каратэ традиции и ритуалы? Каратэ основано на высокой сознательности, дисциплине, на вере в учителя, уважении своих товарищей, своей школы.Эти чувства должны напоминать тренировочный ритуал, чтобы не превратиться в пустую игру. Ритуал помогает каратэисту сосредоточиться, а это главное условие тренировки.
Сосредоточенность и полная самоотдача – это по силам не каждому. Вот почему могут быть спокойны те, кто считал, что секции каратэ отвлекут молодёжь от других видов спорта.
Сила каратэиста не в таинственных приёмах, а в многолетнем тяжёлом труде. Для тех, кто не собирается делать этот вид спорта единственным своим увлечением, каратэ, конечно, может дать отличную возможность размяться, почувствовать радость от усталости после тренировки. А чтобы стать мастером, надо затратить не менее пяти лет и это при многочасовых практически ежедневных занятиях.
К тому же почти до бесконечности можно шлифовать, совершенствовать уже, казалось бы освоенные элементы. На вопросы корреспондентов сколько должен тренироваться каратэист один из ведущих специалистов по каратэ господин Кимура ответил: «если вы наносите действительно правильные и сильные удары, то вы должны почувствовать усталость после 10 ударов. Некоторые выполняют до 1000 ударов, а я всего 10. Следовательно, мой удар стоит сотни их ударов». Заставить себя устать после 10 ударов по воздуху, хотя их можно выполнить и формально. Преодолеть эту усталость. И снова работать. Вот, наверное, почему парни и девушки в кимоно бесконечно повторяют монотонные для постороннего глаза движения. Мало кто из них собирается выступать на крупных соревнованиях. Победить воображаемого соперника, а не самого себя – может быть, в этом главная цель каратэ, и благородная эта цель делает именно каратэ столь современным.
 
«Ленинская смена»




 Сайт НН - cоздание сайтов
  
Copyright(c) 2007 НОФК   | Сайт НН
603076,
г. Нижний Новгород, ул. Космонавта Комарова 16-56
E-mail: nofk@mail.ru